Напечатав заголовок этой статьи, прочла его внимательно, первой возникла крамольная аналогия про профессиональную любовь. Мда... попахивает проституцией. Однако , название оставила именно такое и оно не случайно. Одна из компания, заказывая мне цикл обучения своих «продажников», сформулировала задачи обучения следующим образом: « Научите наших сотрудников эффективно работать и с новыми клиентами и с постоянными! Нам нужны универсалы!». Разрабатывая содержание цикла, невольно поймала себя на мысли, что отношения с клиентами все же больше похожи на любовно – брачные отношения, а не дружеские, как принято считать. Окрепло это понимание уже непосредственно в процессе обучения, когда выстраиваемы аналогии и метафоры были понятны всем участникам, достаточно взрослым людям, имеющим за плечами, иногда не одну историю подобных отношений. В статье представлены ошибки в стереотипных моделях поведения с клиентом на разных этапах его жизненного цикла. Эти ошибки характерны и компаниями поставщиками, и их представителями – менеджерами по продажам. Для понимания глубиной сути рассматривать их предлагаю на примере не совсем обычных, но понятных всем аналогий любовно-брачных отношений. Полагаю, что в силу накопленного профессионального и жизненного опыта уже могу вещать об этом с пониманием .
Итак... часть первая. Жизненный цикл клиента. Отношения поставщика (в лице менеджера по продажам) и клиента проходят все стадии любовно – брачных отношений... ( Этап жизненного цикла клиента= стадия любовно брачных отношений)
.ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КЛИЕНТ = УХАЖИВАНИЕ
Действия поставщика ( менеджера по продажам)
Собирает информацию об объекте вожделения , тщательно готовиться к встрече. .страстно жаждет произвести положительное впечатление, чуток и внимателен к желаниям и потребностям объекта страсти. Добивается всеми возможными способами ,обещая « золотые горы» ..одержим одним желанием ..добиться объекта страсти как можно скорее.. настойчив до назойливости .. Добивается разрешения на первый секс...
Действия клиента
Присматривается, оценивает. При этом критерии оценки поразительно разнообразны от классических: «выгодно-не выгодно», до парадоксальных и анекдотичных порой .. « …ну не нравишься ты мне ,мужик… не нравишься!». Короче, «и хочется ,и колется»… колеблется … и, в конце концов, поддается настойчивым ухаживаниям …Действует по принципу 5 свиданий ломается
)
)
.НОВЫЙ КЛИЕНТ = СОБЛАЗНЕНИЕ
( первая сделка как первый секс , с последующим предложением руки и сердца) Действия поставщика ( менеджера по продажам)
Испытывает чувства удовлетворения, планирует долгосрочные отношения Продолжает соблазнять …расписывает плюсы постоянного сотрудничества ( бонусы ,скидки )…уговаривает ..убеждает .. дает время на раздумье…торопит с принятием решения //
Действия клиента
Начинает проверять на прочность …как поведет себя партнер, а если покапризничать.. задержать оплату.. предъявить претензию.. внимательно смотрит на реакцию.. Если все устраивает, соглашается… иногда с оговорками..
ПОСТОЯННЫЙ КЛИЕНТ =БРАК
Действия поставщика ( менеджера по продажам)
Знает привычки партнера … умеет влиять на ситуацию в свою пользу... И, как правило, РАССЛАБЛЯЕТСЯ…начинает допускать « косяки» в отношениях .. «партнер лоялен простит .. как и я ему ..» . традиционно возникают проблемы финансового плана ..( кто, кому, когда и сколько должен).. С течением времени все реже и реже интересуется удовлетворенностью партнера и оказывает знаки внимания…
Действия клиента
Знает плюсы и минусы партнера, на некоторые из минусов «закрывает глаза» в силу любви, привычки, постоянства и нежелания ссорится, зачастую в ущерб собственной выгоде.
Обычно верен... НО флиртует… (могут случаться кратковременны «романы с конкурентами»). При накоплении « косяков» партнера до «критической массы» активно начинает «смотреть на сторону» в поисках нового партнера. (Вот тут –то его и берут конкуренты «тепленьким
"»)
"»)
.ПОТЕРЯННЫЙ КЛИЕНТ = РАЗВОД
Действия поставщика ( менеджера по продажам)
Оценивает выгоду дальнейших отношений. Может выступать инициатором разрыва. Если клиент не значим.. расстается с облегчением иногда специально создавая невыполнимые для партнера условия ..Если значим ( по различным соображениям ).. пытается выяснить причины и по возможности устранить недостатки. .При расставании с таким партнером.. тайно лелеет мечту вернуть его обратно .. держит в зоне внимания.. придумывает необычные способы возврата..и время от времени звонит ..с вопросом «Как дела?»
Действия клиента
Оценивает выгоду дальнейших отношений со старым партнером. В подавляющем большинстве случаев выступает инициатором разрыва отношений.
Уходит по разным причинам:
- достижение «точки кипения» из-за «косяков» постоянного партнера;
- более заманчивое предложение конкурентов;
- удовлетворение жажды в новых впечатлениях;
- изменение целей и задач и т.д…
Расстается с разными впечатлениями:
«Ах, какой был мужчина… Ну, настоящий полковник!;
- «… и от любви давай уйдем сейчас. Оставив незаконченный роман…»;
- «Уходи и дверь закрой!У меня теперь другой!»





Помню наш тренинг! Сравнение, что есть, самое точное...главное что доступное и, действительно, пережитое уже всеми. Ведь сначала о таком сходстве не было ни единой мысли и даже намека, а рассматривая все больше понимаешь. что да! Да, черт возьми, как ни удивительно, так оно и есть!! В точку, Татьяна! А читая, анализируя разные отношения, поняла что есть один момент...в фаре между постоянным клиентом(браком) и потерянным. Такой момент как манипуляция. Причем со стороны клиента и поставщика (менеджера), нажимая на слабые точки, пытаемся выжить по больше, используя партнера по максимуму...
ОтветитьУдалитьДа в принципе то всё верно и аналогия более чем корректна. )
ОтветитьУдалитьинтересная аналогия..забавно..)))))
ОтветитьУдалитьДа, так оно и есть!!! Это как у Гришковца история про паровозы. И что мне с этим знанием делать?
ОтветитьУдалитьХорошее сравнение. А ведь это не только в продажах работает... В репетиторстве например. Хотя это - тоже продажа своих услуг. Теперь буду более трепетно относиться к "супругам", хотя... полигамия тогда получается)))) а с несколькими супругами трепетные отношения ох как сложно строить!)))
ОтветитьУдалитьЧто делать ..или точнее ЧТО ИМЕННО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ в следующей статье
ОтветитьУдалитьТатьяна, отличный пост! ушел обзванивать партнеров)))
ОтветитьУдалитьС уважением, Мальцев Сергей.
Замечательно! В точку! Чаще всего при слабом сервисе так и бывает, начинается с "облизывания" потенциального клиента, заканчивается "разводом" )))))
ОтветитьУдалитьИнтересные постулаты. Если бы я не знала автора, то подобное сравнение меня поначалу бы отпугнуло, потому что откровенно слишком. Да, правда, но не всю правду мы выносим на публику. Но я помню, как Татьяна проводит тренинги. Это сначала шокирует, потом ты входишь в кураж и понимаешь, да это ведь классно! Самое важное то, что материал с такой подачи лучше воспринимается. А фото шикарные, Татьяна.
ОтветитьУдалитьТатьяна, впору начинать обучение продавцов "пикапу" клиентов. Только не нужно "пикапных" аферистов плодить :)
ОтветитьУдалитьМэтр! Очень дельная мысль! Природа пикапа и продажи одинакова по своей сути.. механизмы воздействия одни и те же ... А насчет аферистов..возможны издержки производства...к сожалению..Хотя за качество ратую!
ОтветитьУдалитьА не перейти ли на терминологию пикапа, а не "любовную тематику". Не то недолго до трансферов с контрпереносами договориться.
ОтветитьУдалитьВообще, метод аналогий, штука рабочая, когда публика непритязательна. Пипл типа все схавает.
Ловкий деятель может что угодно с чем угодно проаналожить. Например, сравнить продажи с коитусом - начиная с флирта, через прелюдию ... ой, дальше мама рассказывать не велит :)
Мэтр! Вы как всегда зрите в корень..отвечаю по пунктам:
ОтветитьУдалить1.Мне как женщине понятие "любовные отношения" ближе чем жесткая мужская терминология пикапа.Пикап -это технология..и это еще далеко не все ..с клиентами необходимо выстраивать отношения!
2.Переносы и контрпереносы были, есть и будут в любой деятельности будь то хоть психотерапия, хоть продажи, хоть управление ...вопрос в степени осознаваемости механизмов..Непрофессионалы даже не задумаются..а профи должны уметь работать подобными вещами ( я хоть и не последовательница господина Фрейда, а законченная гештальтистка, но в свое время..ох как с нами жестко Ирина Вахнянская отрабатывала эти явления ) Согласна , что в руках дилетантов опасность существует и об этом стоит задуматься
ОтветитьУдалить3. На мой взгляд, метод аналогий работает всегда..вне зависимости от степени притязательности публики..особенно в рамках основного инстинкта...все зависит от степени изысканности упаковки! Горазно важнее , чтобы у участников был опыт проживания любовно-брачных отношений..больше чем просто первый секс..иначе аналогией цеплять не за что...
ОтветитьУдалить4. И наконец...я не ханжа, не синий чулок и уж тем более не тургеневская барышня..да и в моем возрасте как-то уже не комильфо стыдливо шептать "Ой ,мамочки, при слове коитус"..поэтому полагаю что вполне достойно объясняю свое понимание данной аналогии...
ОтветитьУдалить